Тюнинг автомобиля и закон

 

 

 Тюнинг автомобиля - явление сложное и многогранное. Споры на тему "оправдан ли тюнинг" не утихают много лет, и, по большому счету, они бесплодны. Стоит ли вкладывать немалые деньги в доводку автомобиля или можно сразу купить машину более мощную? Сторонники как одного, так и другого решения сходятся в полемических битвах на автомобильных форумах и в автомобильных изданиях и никогда не могут договориться. В ход идут цифры характеристик - лошадиные силы и ньютон-метры, заковыристые технические термины вроде "нулевиков", "прямотоков" и "чиповки" и самые эмоциональные аргументы, но окончательного ответа нет и быть не может. Дело в том, что тюнинг - это техническое творчество и ключевое слово здесь "творчество". А мерить творчество рациональным аршином невозможно. Однако есть еще один аспект, о котором часто забывают любители тюнинга, - юридический.

 

Если нельзя, но очень хочется...

 

 

 Часто говорят, что тюнинг в нашей стране запрещен. Это не так. Тюнинг разрешен - любой и в любых пределах. Запрещено лишь... эксплуатировать тюнингованную машину! Причем это касается исключительно дорог общего пользования. Существует так называемый "Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств". И в пункте 7.18 этого перечня прямо говорится: эксплуатировать автомобиль нельзя, если "в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации".

То есть формально при любом изменении конструкции автомобиля ездить на нем запрещается законом! Многие не задумываются над очевидным фактом - большинство экстремально тюнингованных машин, которые красуются на страницах специальных журналов, на самом деле являются не средствами передвижения, а всего лишь яркими игрушками - "шоу-карами". Некоторые из этих машин до такой степени "накручены", что имеют ресурс, как у одноразовой зажигалки. Другие, наоборот, при внешнем эпатаже не имеют под капотом ровным счетом ничего - в демонстрационных автомобилях мотор не всегда входит в список стандартного оборудования. Но самое главное - эти машины не имеют допуска к эксплуатации и не могут выехать на дорогу!

 Но мы не будем спешить с возмущением по поводу наших несправедливых законов, а вспомним о том, что даже, к примеру, Михаэль Шумахер добирается к месту старта очередного этапа "Формулы-1" отнюдь не на своем гоночном болиде. Машины "Формулы" не предназначены для передвижения по дорогам, и никого это не удивляет. Вот и тюнингованные дрэг-машины с запредельно форсированными движками везут к месту соревнований на автовозах - глупо растрачивать и без того ничтожный моторесурс на переезды от трассы к трассе. Такую же судьбу имеют дизайнерские концепты - зачастую такой автомобиль вообще не проезжает своим ходом и километра, его везут на выставку в закрытом трейлере, чтобы не поцарапать случайно отлетевшим камушком. Но где проходит тот предел, после которого дорожный автомобиль превращается в "шоу-кар"?

 

Не пущать!

 

 

Ограничения, законодательно накладываемые на изменения конструкции автомобиля, имеют вполне рациональное обоснование - безопасность дорожного движения. Конструкторы, разрабатывающие заводской автомобиль, недаром едят свой хлеб - они тщательно рассчитывают характеристики машины, добиваясь баланса между двигателем и тормозами, между мощностью и экологичностью, между скоростью и безопасностью. Между тем любой серьезный тюнинг ставит перед собой задачу изменения этого баланса. Увеличиваем мощность двигателя - снижается эффективность торможения, и в критический момент нескольких метров тормозного пути может и не хватить. И это только самый очевидный пример. Многие, казалось бы, незначительные изменения конструкции, которые столь популярны в среде тюнингаторов, вовсе не так безобидны, как кажется. Всего несколько примеров.

 Спортивный руль. Нестандартная баранка придает салону автомобиля спортивный вид - это очень стильно и подчеркивает драйверские амбиции водителя. Однако по закону - это внесенные в конструкцию рулевого управления изменения, которые делают невозможной дальнейшую эксплуатацию транспортного средства. Абсурд? Ничего подобного! Спортивный руль, как правило, меньшего диаметра, чем стандартный, а значит, усилие его вращения больше, чем положено по ГОСТу. Это первое. Второе - конструкция этого руля не прошла заводских испытаний, а значит, может оказаться небезопасной. Особенно это относится к китайским поделкам, которыми завален рынок, - нередки случаи, когда при резких маневрах такой "спортивный" руль просто переламывался, а тут уж и до аварии недалеко.

 Альтернативная оптика. Задние фонари под "Лексус", передние фары под "БМВ" - очень популярный сейчас аксессуар. Действительно, выглядит много интересней скучных стандартных осветительных приборов. Однако напомним - поправки в "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации", вступившие в силу с 1 января 2006 года, поставили вне закона всех владельцев автомобилей с нестандартной светотехникой. И это не просто произвол законодателей - неправильный световой пучок может слепить водителей встречных машин, провоцируя ДТП.

Обвес. Накладки, бамперы, антикрылья - уж тут-то, казалось бы, полный простор для творчества! Тем более что, по расхожему выражению, "внешний вид на скорость не влияет"! Но и это неправильно - влияет, причем не только на скорость. Нестандартный бампер, антикрыло и другие элементы обвеса непредсказуемо меняют аэродинамику автомобиля. Эти декоративные элементы никто не продувает в аэродинамической трубе - слишком дорого, поэтому их производитель заботится лишь о внешнем виде своих изделий. А между тем антикрыло на скорости более 100 км/ч развивает усилие в десятки килограммов! Что произойдет с автомобилем, если это усилие будет направлено неправильно? Кроме того, не стоит забывать и о пассивной безопасности: что будет с декоративным бампером при столкновении? Обеспечит ли он правильную деформацию, сохраняя жизнь водителю?

 

Dura lex...

 

 

Итак, получается, выхода нет? Тюнингованным машинам место на подиумах выставок или на закрытых трассах спортивных комплексов? Это не так, есть вполне законный метод порадовать себя и окружающих на дорогах общего пользования.

 Любителю тюнинга придется обратиться в местное подразделение ГИБДД с заявлением, в котором следует подробно описать предполагаемые изменения в конструкции автомобиля. По результатам рассмотрения заявления ГИБДД примет решение, в котором укажет порядок и условия оформления и выдачи свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности. Иногда для его получения требуется заключение специалистов о возможности и порядке внесения предполагаемых изменений в конструкцию. При значительном объеме или большой сложности работ к заключению прилагается техническая документация.

После выполнения работ владелец автомобиля составляет заявление-декларацию об объеме и качестве выполненных работ и представляет автомобиль для проверки на станцию государственного технического осмотра ГИБДД или пункт технического осмотра. Диагностическую карту с результатами проверки и другие необходимые документы собственник автомобиля предоставляет в подразделение ГИБДД, которое, изучив их, выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности. В этом случае в регистрационные документы автомобиля вносятся отметки о внесенных изменениях, и в дальнейшем проблем с эксплуатацией и прохождением технического осмотра у автовладельца не возникнет.

Вариант второй - обратиться для проведения тюнинговых работ в сертифицированный центр. Этот центр возьмет на себя все юридические проблемы, выдав необходимые бумаги на произведенные работы.

Сложно? Долго? Дорого? Да, это так. Гораздо проще повесить пустую консервную банку вместо глушителя, китайскую штамповку вместо бампера, елочную гирлянду вместо фонарей, затонировать все стекла "в ноль" и гордиться своей "крутизной". Понятно, что можно купить талончик техосмотра и "разойтись" с гаишником за некую сумму. Но, поступая так, не стоит потом удивляться разрушенным дорогам, несуразно дорогому бензину, вымогательству чиновников и вороватости властей. Закон писан либо для всех, либо ни для кого.

Dura lex, sed lex, как говаривали еще в Римской империи. Закон суров, но он закон.

Конструктор сайтов - uCoz